Масштаб шрифта
Цвет
Изображения

помощь семьям с особенными детьми

томской области

Эти дети нуждаются в вашей помощи

Ожидают помощи 10 детей
В помощь томскому инвалиду

Образование. В зоне доступа

 В советские времена существовала практика изоляции детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям-инвалидам готовы были организовать круглосуточное пребывание в интернатах, лишь бы не пускать их в детские сады общего типа. Сегодня все изменилось. Сегодня в гостях у журналистов «Агентства взаимопомощи» Наталья Артюшенко, директор муниципального бюджетного учреждения психолого-медико- педагогической комиссии города Томска. А говорить мы будем о доступности дошкольного образования для детей-инвалидов.

 

Детский сад для всех

 - Наталья Петровна, сразу определимся - чем отличаются дети с ограниченными возможностями от детей с инвалидностью?

 - Дети с ограниченными возможностями здоровья - это термин, который установил Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Статус детей с инвалидностью устанавливается на основании закона «О социальной защите инвалидов» Федеральным учреждением «Медико- социальной экспертиза». Ребенок с инвалидностью – это ребенок, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В данном случае ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата ребенком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться.. Таким образом, специальные условия обучения, а значит и статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходим ребенку с инвалидностью, имеющему ограничения в обучении в силу ограничения жизнедеятельности.

 - Существует ли федеральный закон с помощью, которого такие дети поступают в детский сад?

 - Для детей с инвалидностью есть федеральная льгота на основании закона « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», благодаря которой они принимаются в детские сады по льготной очереди.

 

Пандус к знаниям

 - В дошкольном и школьном образовании предусмотрены специальные условия обучения?

 - Специальное образование детей с особыми потребностями предусматривает определенные организационные и педагогические условия обучения. Организационные условия состоят в том, чтобы обеспечить физическую доступность для ребенка в образовательном учреждении. Это пандусы и лифты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это фасадные вывески и таблички с крупными надписями для слабовидящих детей и шрифтом Брайля для слепых детей. Все это должно быть сделано для того, чтобы ребенок реально мог попасть в учебное учреждение и включиться в образовательный процесс. Как минимум в образовательном учреждении должны быть подготовлены санитарно-гигиенические комнаты, должны работать комнаты психологической разгрузки – поскольку особенные дети часто устают. Необходим сопровождающий педагог для многих из этих детей, потому что самостоятельно включиться в образовательный процесс они не могут.

 

Кроме того, нужна нормативно-правовая база, которая позволила бы ребенку попасть в то образовательное учреждение, в котором были бы удовлетворены все его образовательные потребности. А вот педагогические условия образования - это профессионально подготовленный педагог, который знает особенности таких ребят, владеет диагностическими и коррекционными умениями, умеет составлять учебные планы и сам процесс обучения таким образом, чтобы ребенок не просто обучался, но и эмоционально, интеллектуально развивался как личность. Это наличие специальных средств обучения: дидактических пособий, методических материалов. И вот только при сочетании педагогических и организационных условий ребенок может быть реально включен в процесс обучения.

 - Наталья Петровна, а какие существует виды дошкольного образования?

 - Образовательная деятельность по программам дошкольного образования в детских садах осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности идет реализация образовательной программы дошкольного образования. В группах компенсирующей направленности - реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

 - А еще дополнительные виды групп бывают?

 - Да. В детском саду могут быть также организованы:

 - группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;

- группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;

- семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.

Родители дошкольника, не посещающего детский сад, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. В городе Томске такие центры функционируют в детских садах №№40, 38, 86, 79,№№1,13,22, 30.

- В этих детских садах особенный поход?

- Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В детских садах, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таких детских садах и группах обычно хорошее медицинское обслуживание, усиленное питание, много специалистов, которые готовы помочь ребёнку в преодолении нарушений психофизического, эмоционального развития и не отставать в школе от обычных, здоровых детей. В городе Томске в детском саду № 99 комбинированного вида функционируют группы для детей с нарушением зрения, в детском саду № 13 - для детей с нарушением слуха, в детском саду № 6 - для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата, №15 – для детей с ранним детским аутизмом, в детском аду №53 для детей с интеллектуальными нарушениями, в ДОУ №54 – для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно – двигательного аппарата. Детские сады компенсирующего вида обучают детей с нарушением опорно - двигательного аппарата (детский сад № 1), с нарушением речи (детский сад № 22), детей с задержкой психического развития (детский сад №30) . Кроме того, в каждом детском саду открыты логопедические пункты для детей с нерезко выраженными и тяжелыми нарушениями речи.

- Этого достаточно для нашего города?

- Сегодня есть потребность в дополнительных группах для детей с ранним детским аутизмом. На протяжении пяти лет количество таких детей увеличилось чуть ли не вдвое. При этом образовательная и законодательная система не готова к приему такого количества детей. Кроме того, существует проблема в устройстве детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

Все в сад... через медкомиссию.

- Есть статистика детей с диагнозом ДЦП: сколько из них сидят дома, а сколько ходят в детский сад?

- Только в городе Томске проживает 395 детей дошкольного возрастас инвалидностью, из них детей с детским церебральным параличом - 73. 34 ребенка не посещают образовательные учреждения. 8-ми из них нет 3-х лет. 18 детей из тех, кто не ходит в детский сад, получают психолого-педагогическую помощь по индивидуальному графику. Право отказать ребенку в посещении детского сада может только медицинская комиссия по специальным медицинским показаниям. Кроме медицинских работников никто не вправе запрещать детям с особыми образовательными потребностями посещать детский сад.

 - Существует определенный маршрут устройства ребенка в детский сад?

 - Если родители ребенка, имеющего установленные медицинским учреждением нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, интеллектуальные нарушения, ранний детский аутизм, хотят отдать его в детский сад или группу компенсирующего вида, то они по направлению медицинского учреждения могут обратиться в муниципальное бюджетное учреждение психолого-медико- педагогическую комиссию города Томска. Мы обследуем ребенка и определим, в каких организационно-педагогических условиях обучения нуждается ребенок, дадим рекомендацию в детский сад или группу компенсирующего вида по профилю нарушений психофизического развития. После этого родители должны обратиться в комитет по дошкольному образованию департамента образования администрации города Томска за путевкой. Если у ребенка есть инвалидность, то у него есть приоритет в получении путевки в детский сад. Если родители оформили все документы, оформили путевку, пришли в детский сад заведующий детским садом не вправе отказать им в посещении, мотивируя тем, что учреждение не приспособлено для особенных детей. Юридический закон на стороне родителей. Куда обращаться в таких случаях? К нам. Или в комитет по дошкольному образованию департамента образования администрации города Томска. Родители должны четко знать, что право получить дошкольное образование имеют как здоровые дети, так и дети с особыми образовательными потребностями. Мы считаем, что необучаемых детей не существует.

 

Справочная информация:

В структуре муниципального бюджетного учреждения психолого-медико-педагогической комиссии г.Томска (МБУ ПМПК) имеется служба по ранней диагностике и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. По инициативе Натальи Артюшенко, директора МБУ ПМПК, в Томске создано межведомственное взаимодействие по диагностике, коррекции, реабилитации детей раннего и дошкольного возраста. Рабочая группа межведомственного взаимодействия занимается психолого-медико-педагогическим сопровождением ребенка во время образовательного процесса, с момента рождения до получения общего образования. В результате такой работы ни один ребенок не оказывается вне внимания служб образования и социальной защиты.

 

Служба кураторства МБУ ПМПК разрабатывает индивидуальные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, устраивает детей в общеобразовательные учреждения, организует психолого-медико-педагогичесое сопровождение. При этом, службой ПМПК г. Томска проводится предварительная работа с образовательными учреждениями: организует курсы повышения квалификации для специалистов, консультации по организации процесса обучения с учетом особенностей развития ребенка. Образовательным учреждением в рамках реализации городской целевой программы «Социальная интеграция» выделяются средства на создание доступной среды, обучение педагогов, оснащение учреждений необходимым оборудованием, техническими средствами, дидактическими пособиями. Службой ПМПК так же проводится большая работа с родителями детей, имеющих инвалидность. Организуются городские родительские собрания, обучающие мероприятия «Школа для родителей», заседания родительского клуба, по принципу взаимной поддержки. Артюшенко Наталья Петровна имеет многолетний опыт психолого-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и является директором МБУ ПМПК г. Томска, руководителем экспертного совета экспериментальных площадок по инклюзивному образованию в школах и ДОУ в Томске, членом Томской междисциплинарной команды по проекту «Партнерство: путь к инклюзии» (Tacis).

Список адресов и телефонов дошкольных учреждений г.Томска можно посмотреть здесь.

 

В помощь томскому инвалиду

Перечень документов, которые необходимо предоставлять родителям в МБУ ПМПК для проведения обследования ребенка

Перечень документов, которые необходимо предоставлять родителям в МБУ ПМПК для проведения обследования ребенка

Организация психолого–медико–педагогического обследования в МБУ ПМПК (извлечение из Порядка организации работы психолого–медико–педагогической комиссии).

21 октября, 2016
При ФКУ «ГБ МСЭ по Томской области» Минтруда России создан Общественный совет

При ФКУ «ГБ МСЭ по Томской области» Минтруда России создан Общественный совет

22 июля состоялось первое, организационное заседание Общественного совета при ФКУ «ГБ МСЭ по Томской области» Минтруда России, на котором утверждено Положение о совете, избраны члены совета и председатель.

27 июля, 2016
Лечение зубов под наркозом по полису ОМС

Лечение зубов под наркозом по полису ОМС

Дорогие родители! Теперь Вы имеете возможность бесплатно вылечить зубы под наркозом своему ребенку-инвалиду с тяжелыми нарушениями развития в стоматологической клинике «Денталия» по адресу: г. Томск, Иркутский тракт 78\6.

16 марта, 2016
Вычитание ведет к умножению

Вычитание ведет к умножению

Родителям детей-инвалидов в четыре раза подняли налоговый вычет. В наступившем году законодатели приготовили для налогоплательщиков - физических лиц несколько приятных сюрпризов. Например, расширили возможности налоговых вычетов на детей...

15 января, 2016